Автор статьи:
Баймаганбетова Владислава
Бизнес-тренер первой категории
Относительно новым и динамично развивающимся научно-практическим направлением в психологии считают социально-психологические тренинги. Тренинги обязательным образом подчинены правилам и структуре, включая в себя совокупность приемов, направленных на развитие определенных навыков, умений и личностных качеств человека.
Для успешной организации тренингов, ведущему необходимо соблюдать определенные принципы: безопасность, ответственность, конфиденциальность, открытость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, ораторское мастерство и другие базовые ценности, как компетентность, творчество.
Актуальность приведенного материала заключается в том, что тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи и все больше проникают в различные области социальной практики (кадровая служба, HR, руководители предприятий и т. д.). Знание правил и грамотно подобранные методики позволяют будущим специалистам в данной области внедрять результаты научных разработок в практику.
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Говоря об обучении взрослых, стоит выделить раздел теории обучения – андрагогика. Данный раздел раскрывает специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики Александром Каппом и имеет греческое происхождение (андрос мужчина, человек; агогейн – вести), таким образом, андрагогика – это «ведение взрослого человека».
Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения: non scholae, sedvitae discimus — учимся не для школы, а для жизни. Вместо лекционных методов обучения, андрагогика предусматривает преимущественно практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами. Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов запоминания.
Бизнес-тренер высшей категории (канд.псих.наук, Ph.d) Елена Безрукова (Казахстан, Алматы) в своей книге «Методические заметки бизнес-тренера» предлагает рассмотреть современные системы обучения: традиционная, инновационная и рыночная. В каждой системе есть своя цель, задачи и методы, которые в конечном итоге могут привести к разным результатам.
Целью традиционной системы обучения - подготовить граждан как носителей традиционной образовательной культуры, способных воспроизводить полученные знания и навыки. Центральное место в данном учебном процессе занимает преподаватель. Он выступает в роли главного носителя информации и единственного эксперта при оценке качества обучения, а значит «власть» принадлежит ему полностью.
Задачи традиционного обучения:
• Привить обучаемым дисциплинированность;
• Дать качественные знания;
• Развить необходимые умения для профессиональной деятельности.
Методы:
• Рассказ – передача новой информации для введения в новую тему. Строится по закономерности построения рассказа: ведение, обозначение проблемы, факты, позиция рассказчика, обобщение, выводы;
• Беседа – интеллектуальный разогрев, осознание смысла новой информации, уточнение, проверка понимания. Строится на основе различных видов вопросов;
• Пересказ – развитие связной речи, закрепление пройденного материала;
• Объяснение нового материала – передача новой информации, ответы на вопросы обучаемых. Важным считается объяснение на уровне восприятия слушателей, приведение доступных примеров и доводов, соблюдение логической последовательности;
• Демонстрация – метод облегчает процесс усвоения знаний. Основан на наглядном предъявлении обучающимся динамичных изображений. Считается одним из самых древних и экономичных путей обучения. Важно до мелочей продумывать пояснения, сопровождающие демонстрацию;
• Изложение – устный или краткий письменный пересказ прослушанного и проанализированного текста, путем которого развиваются навыки стилистики и правописания;
• Упражнение – выполняется при закреплении нового материала и строится по принципу от простого к сложному. Важно использовать дифференцированные задания, т. е. с учетом особенностей обучающихся, которые объединены одинаковым уровнем знаний и умений по предмету и уровнем их усвоения.
Выделяют четыре учебных модуля/занятия: И – Интегрированное занятие; ЗПМ – Закрепление пройденного материала; ЗНМ – Знакомство с новым материалом; ППМ – Проверка пройденного материала. В зависимости от своей цели, имеют соответствующее наименование, а также структуру и последовательность этапов (Рис. 1)
Рис. 1. Структура и последовательность обучения
Где смысловая нагрузка на каждый этап занятия следующая:
• Организационный момент (3-7 минут занятия) – самый главный момент занятия. В него входит: рассадка, приветствие, объявление темы занятия, его целей и задачи. Цель данного этапа – подготовить группу к работе. Пренебрежение данным этапом сулит потерей качества занятия. Умение проводить организационный момент – показатель профессионализма андрагога;
• Проверка домашнего задания – проводится с целью контроля учебной деятельности студентов, выявления уровня усвоения знаний и умений, а также для поддержания учебной дисциплины. При грамотном построении занятия проверка домашнего занятия может служить переходом к новой теме занятия;
• Знакомство с новым материалом (40-80% времени занятия) – основной этап занятий «ЗНМ» и «И»;
• Закрепление нового материала (20-50% времени занятия) – применяется с целью закрепления полученных знаний по «свежим следам». С целью исключения «кривой забывания Эббингауза », Е. Безрукова рекомендует повторять материал через определенные промежутки времени: 24 ч. – 7 суток – 2 месяца;
• Проверка пройденного материала – этап позволяет выделить «белые пятна», проверить качество усвоенных знаний, а в некоторых случаях – поддержать дисциплину;
• Домашнее задание – назначается в случаях дефицита учебного времени, с целью закрепления материала, его расширения и углубления. Его выполнение позволяет закрепить многие учебные умения и развить их в навыки;
• Итог занятия (от 1 до 10 минут) – значимый момент в обучении, так как позволяет вспомнить все, что делали на занятии, осмыслить, и подвести черту в очередном учебном модуле.
Целью инновационной системы обучения является воспитание и обучение граждан, способных диагностировать состояние окружающей реальности, планировать и развивать окружающую действительность. Преподаватель занимает позицию организатора учебных процессов, а также позицию отражателя происходящих учебных и психологических процессов обучающихся. Цели, задачи и методы обучения определяются и выстраиваются совместно с обучающимися. В отличие от традиционной системы между обучающимися и преподавателем происходит процесс сотрудничества.
Структура учебного модуля состоит из трёх основных этапов:
1. Побуждение к мышлению. Необходим для создания интереса обучающихся к изучаемой теме. Здесь же андрагогом производится диагностика имеющегося информационного багажа, которая позволяет откорректировать содержание и методики обучения. Проводится путем постановки учебных проблемных заданий в группе;
2. Осознание смысла нового материала. В отличие от ранее упомянутого традиционного этапа «ЗНМ», изучение нового материала идет активным образом, с учетом имеющихся по данной теме знаний и опыта обучающихся;
3. Рефлексия приобретенного опыта. Закрепление приобретенного опыта для его переосмысления и возможности личностного, профессионального роста. Подробнее о рефлексии, как о значимом этапе в обучении, в параграфе 1. 1. Понятие рефлексии.
Цель рыночной (смешанной) системы обучения – подготовить специалистов, способных успешно адаптироваться за короткий период к изменяющимся производственным условиям и условиям рынка труда, находить эффективные способы выполнения функциональных обязанностей, повышать личную эффективность. Преподаватель приобретает роль бизнес-тренера , где цели, задачи и методы обучения выстраиваются им с учетом производственной ситуации, особенностей обучающихся и других имеющихся ресурсов.
Особенность данной системы образования смешение принципов традиционного и интерактивного обучения:
• От традиционной системы принимается дисциплина в процессе обучения, четкое выполнение поставленных целей и задач заказчиком обучения;
• От интерактивной системы принимаются некоторые методики обучения, и развитие компетенций рефлексии, а также тех компетенций, которые могут быть развиты в условиях интерактивного обучения.
Понятие рефлексии
Психология, как наука, помогает человечеству обрести контроль над своими действиями и жизнью, наладив навыки саморегуляции. Процессы саморегуляции целостно протекают с процессами самоконтроля. Т.е. индивид заранее оказывает осознанное действие на свою психику с целью управлять своим актуальным состоянием и выполнить какую-либо деятельность. Важнейшим элементом саморегуляции является обратная связь.
Обратную связь отождествляют с понятием «рефлексия» - важнейший компонент деятельности, благодаря которой субъект познает и анализирует явления собственного сознания и более рационально организовывает собственную деятельность. Саморегуляция осуществляется с учетом научения и приобретенного в прошлом опыта, а значит существенную роль играет память, где на основе этого всего рефлексия порождает свои новые свойства и качества. Рефлексия, как и сама наука психология, имеет длительную предысторию. Многими философами и психологами подчеркивалась роль рефлексии в процессе сознания, где душа способна оборачиваться на себя. Так, например, Рене Декарт отмечал рефлексию как способность выделить и сосредоточиться на содержании своих мыслей. В качестве предмета рефлексии может выступать сам человек и его психическое содержание, внешний мир и другие люди. Изначально психология изучала проблему рефлексии на уровне анализа самонаблюдения. Позже немецкий ученый Адольф Буземан предложил выделить исследования в особую область - психология рефлексии.
Рефлексия содействует развитию не только отдельной личности, но и коллективу, имея следующие значения:
1. Приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности;
2. Позволяет относиться к себе и к своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем критически;
3. Делает человека и социальную систему субъектами своей активности.
Рефлексируя, у человека возникает сложное психическое образование «образа – Я». В структуре образа «Я» выделяют три основных компонента: когнитивный (познавательный) – представления о внешности, телосложении и внутренних психических свойствах личности; поведенческий – представления и знания о своих достижениях, действиях, умениях, двигательных навыках, поведении и совершенных поступках; эмоциональный – переживаемые чувства и эмоции по отношению к самому себе (самоуважение, самокритика, собственное достоинство и т.д.). Образ «Я» у индивида закрепляется в определенный период жизни и называется «реальным» или «сиюминутным», который ведет к «идеальному», куда стремиться личность со своими желаемыми качествами и результатами. На основе «образа Я» осуществляется ранее упомянутые саморегуляция и самоконтроль.
В когнитивной психологии существует образование «Я» - концепции или «Я» - схемы. В «Я» концепции хранятся сведения личности как имя, фамилия, имена близких, особенности характера, понятие целей, осознание своих потребностей, мотивов поведения и т.д. «Я» концепция меняется по мере того, как личность заново осознает себя в настоящее время и какой она хочет стать в будущем.
По мнению американского психолога Джорджа Келли, самооценка и оценка личности другого человека осуществляется на основе познания «конструкторов», которые присущи каждому индивиду. Конструкт – наше собственное определение, как своеобразный ярлык, обобщение их предшествующего опыта. Обязательное свойство конструктора заключается в его дихотомичности: сходные и контрастные черты личности. Например, «умный – глупый», «хороший – плохой» и т.д. От сложности конструкторов зависит самооценка себя и других людей. Четко отдифференцированные конструкторы позволяют нам, как индивиду, отличить себя от других, предсказать поведение, оценить личные свойства себя и других.
ВИДЫ ТРЕНИНГА И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ
Тренинг (от англ. train – обучать, воспитывать) – систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинги др.
Особой формой психотерапевтической работы считаются «тренинговые, или Т-группы». Их зарождение приходится на вторую половину 19 в. в США, а затем и в странах Западной Европы. Тренинговые группы были рассчитаны на психических здоровых людей, но имеющих психологические проблемы: понимание самих себя, регуляция собственных эмоций, утрата интереса к жизни, трудности в общении с другими людьми, чувство одиночества и т. д.
Задача тренера-психолога заключалась в воздействии на своих клиентов не только непосредственно, но и других членов группы. В результате многим людям становилось уже легче от осознания того, что не только они, но и другие испытывают подобные же затруднения. Важным считались гарантированная поддержка каждому и конфиденциальность всего, что говорилось во время встреч, что способствовало относительной психологической безопасности.
В настоящее время тренинг – это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок. Техники проведения интенсивно развиваются во всем мире.
Сейчас выделяются три основных направления:
1. Тренинги личностного роста. Близки к психотерапевтическим группам, где участники с помощью различных техник пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые затрудняют решение профессиональных и жизненных задач. Благоприятные условия на тренингах дают возможность участникам стать все более свободными и ответственными, а с целью лучшего понимания себя и окружающих, стремятся избавиться от внутренних барьеров и страхов.
2. Тренинги общения направлены на эффективное обучение участников в различных ситуациях общения с целью развития у них соответствующих навыков. Кандидат психологических наук Дина Михайловна Рамендик сравнивает получение опыта в учебно-тренинговой группе с получением «прививки», которая позволяет выработать социально-психологический «иммунитет». Объясняется это тем, что приобретенные навыки в безопасных условиях психологического тренинга помогают участникам снизить остроту эмоционального стресса, преодолеть возникшие трудности в реальной жизни, с возможностью избежать наиболее грубые нарушения.
Оба вышеописанных тренинга тесно взаимосвязаны. Их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг, чьи методы весьма разнообразны. В их основе — групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководитель-тренер стремится к тому, чтобы при «погружении» в особую тренинговую среду участники могли лучше осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать. Видимым, проверяемым результатом успешного тренинга должны стать:
• возросшая (адекватная) самооценка;
• изменение стратегий поведения;
• снятие барьеров в общении.
Все это создает условия для внутреннего личностного роста. Успешный тренинг всегда характеризуется рядом побед, как внешних (в управлении поведением), так и внутренних (в саморегуляции). Стоит понимать, что перечисленные достижения нельзя завоевать раз и навсегда, их можно только поддерживать, что не всегда удается.
Социально-психологические тренинги особенно важны людям, чьи профессии связаны с интенсивным общением, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов.
3. Также в настоящее время очень популярны бизнес-тренинги, которые способствуют мотивации персонала на предприятиях и повышению их интереса к профессиональной деятельности. Практикующий бизнес-тренер с помощью наработанных методичек и инструментов выявляет конкретные производственные проблемы с последующим устранением, формируя сплоченность и взаимопонимание коллектива. В своей статье «Чем может быть полезно бизнес-образование в школе», я обозначаю как мы стремимся с группами развить такие навыки, как планирование, делегирование, успешные переговоры, тайм-менеджмент и другие, ведущие к уменьшению текучести кадров и повышению конкурентоспособности обратившейся компании. Слушатели отмечают, что усвоение информации на тренингах значительно выше, чем на обычных лекциях, так как большую часть времени мы уделяем деловым играм, самоанализу и рефлексии. Спустя некоторое время, путем консалтинга, мы можем оценивать результаты и эффективность работы.
Правила и принципы проведения тренинга
Значительную роль в проведении тренинга имеет его место, а также внешний вид самого ведущего. Информация, исходящая от тренера, воспринимается как обучающая. Помогая людям самосовершенствоваться, ведущему очень важно самому предъявлять в жизнь такие черты, как личностный рост, уверенность в себе, хорошие навыки и, учитывая стереотипы восприятия, полностью проанализировать свой профессиональный имидж. При создании программы следует обратить внимание на то, для какой группы проводится тренинг. Например, если это тренинг для подростков, то добиться их расположения будет удобнее повседневном стиле одежде (casual), когда тренинги для руководящего звена предполагают деловой стиль. Автор книги «Психологический тренинг» О. Горбушина в практических рекомендациях по выбору одежды выделяет несколько конкретных правил:
• адекватность ситуации — соответствие назначению тренинга и социальному статусу группы;
• удобство фасона одежды, позволяющее не задумываться о ней на протяжении всего тренинга. Программа тренингов подразумевает эмоциональные и физические нагрузки (психодрамы, деловые игры), а значит одежда должна быть комфортной и не сковывающая движений;
• опрятность и чистота - аккуратные и следящие за своим внешним видом люди, которые всегда ходят в чистой и выглаженной одежде, у которых в порядке обувь и чистые волосы, более привлекательны для окружающих.
Исходя из первой главы мы поняли, что обучение с помощью тренингов существенно отличается от традиционных методов обучения (уроков, лекций, семинаров) не только по форме проведения, но и по основным принципам. При обычном обучении человека учат давать правильные ответы, и только правильные. При тренинге же к ошибкам относятся снисходительно, они рассматриваются как необходимая часть процесса обучения. Опишем основные специфические принципы работы тренинговой группы и вытекающие из них правила.
1. Принцип и правило максимальной активности. Тренеру важно стремиться к тому, чтобы сделать не рядовое скучное занятие, а событие. Тренер вовлекает учащихся в специально организованные действия: проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, обсуждение своих и чужих действий. Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает 10% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90% того, что делает сам.
2. Общение по принципу «здесь и теперь». На тренинге не принято обсуждать прошлое или возможное поведение. Важно общаться «здесь и сейчас», тем самым уменьшая влияние психологической защиты и поддерживая психологическую безопасность.
3. Принцип и правило персонификации высказываний. Участники процесса следует отказаться от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. То есть вместо высказываний: «считается…», «некоторые считают, что…» в группе нужно говорить, используя формы: «я считаю, что…» и т.д. За выполнением правила (как и всех остальных) должен следить ведущий тренинга.
4. Принцип исследовательской творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний. В тренинговой группе нужно стремиться к созданию свободной творческой атмосферы. Задача тренера организовать проблемные, неопределенные ситуации, провоцирующие участников на неожиданные и нестандартные высказывания и поступки. Важно понимать: творческая активность возможна за счет сведения к минимуму любой критики, которая касается конкретного высказывания или поведения, а не личности. Как результат, на тренинге вырабатываются навыки: принятие себя и другого таким, каков есть, безоценочность суждений, умение выслушивать другого, уловить рациональное зерно в любом высказывании и поведении.
5. Принцип партнёрского общения. Правило доброжелательности. Под партнерским общением подразумевается внимание к особенностям каждого участника и уважение к его чувствам, эмоциям, переживаниям. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Постоянный диалог, полноценное межличностное общение участников направлено на выработку уважения к чужой мысли, доверия, на избавление от взаимных подозрений, неискренности, страха.
6. Принцип объективации (осознания) поведения. Правило обратной связи. Осознание мотивов своего поведения, дает участникам возможность перейти от импульсивных действий к сознательной саморегуляции. Универсальным средством объективации осознания (управлять своим внешним поведение и собственным внутренним миром) является обратная связь, которая описана в первой главе.
Обязательным условием для эффективной работы является разработка программы/плана тренинга. Ее подготовка позволяет тренеру настроиться и на предстоящую работу и четко осознать основные пути достижения поставленной цели и задач.
Цель – это желаемый результат тренинга, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения. Цель может ставиться как на один тренинг, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы. Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы, которые «показывают» завершенность действия обучающегося: сформировать, раскрыть, научить, ознакомить, объяснить, развить, рассмотреть, представить, показать и т. д. Важно сопоставлять достаточность времени и способности участников процесса для реализации поставленной цели.
Задачи тренинга, как и в педагогике, делят на три категории:
• Образовательные задачи. Формируют основы разносторонних общественных, гуманитарных, трудовых, технических и др. знаний. Например: актуализировать знания о…; расширить общий и ……… кругозор учащихся.
• Развивающие задачи. Помимо содержательного компонента, обучение несет в себе развивающий компонент, т. е. выступает не только как процесс передачи знаний, но и как средство развития мышления участников. Например: содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность. Реализация возможна с помощью различных игр и упражнений.
• Воспитательная задача. Целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение воспитательных задач всемерно способствует реальной социально-трудовой адаптации участников. Например: оказание положительного влияния на профессиональное самоопределение слушателей, интерес к профессии и т.д.
Зарпосите пример плана тренинга через менеджеров WhatsApp
Изначально многие считают организацию тренингов несложным процессом. На практике же мы сталкиваемся со множеством нюансов, которые необходимо учесть для успешной организации и проведения.
Организация тренингов – процесс многоэтапный. Тренеру, начиная с собственного внешнего вида, необходимо продумать цель, каждую задачу, инструменты, работу в пространстве, соблюдать правила и быть готовым к возможным барьерам.
Под барьерами подразумевается:
• Дискомфорт – состояние слушателей в виде неловкости, беспокойства, тревоги и т. д.;
• Опыт работы – некоторые слушатели порой могут вести себя высокомерно, так как убеждены в собственном превосходстве;
• Социальные роли – «ребенок – учитель». С возрастом многим непривычно занимать роль ученика;
• Недостаток времени – проблема современности. Нужно уложиться в кратчайшие сроки, учесть важное и получить результат;
• Оценка общества – у слушателя возникает страхи «вдруг меня не так поймут?», «что обо мне подумают?», «будут критиковать или осуждать?»;
• Учебные навыки – физиологические и психологические изменения (зрение, память, внимание, креатив и т. д.).
Задача тренера – предоставить возможность увидеть и принять пользу от новых знаний, а также показать безопасность применения этих знаний.
Тренинги должны протекать исключительно в доброжелательной атмосфере, без давлений и назиданий. Нормальным явлением считаются эмоционально заряженные споры, которые позволяют повысить эффективность обучения. Здесь же задача тренера отслеживать вербальные и невербальные признаки агрессивности участников спора. В случае конфликта тренеру нужно попросить каждого члена группы рассказать о своих чувствах, попросить объяснить, что им нужно для защищенности, предоставить участникам возможность высказать предложения для конструктивного решения конфликта.
К сожалению, в настоящее время не существует каких-либо лицензий или разрешений для ведения затронутой деятельности. Считаю это настоящим «бичом нашего времени», где каждый без профессиональной подготовки может войти на рынок и прозвать себя гуру специалистом в какой-либо области. С недавних времен в обществе подобных называют «инфоцыгане», чья основная цель - заработать на продаже информационного продукта, который не имеет абсолютно никакой практической ценности, а некоторые техники порой травмируют людей.
Но надежда есть. В феврале 2022 года Министерством образования РФ было поручено разработать документ, касающийся порядка лицензирования бизнес-тренингов и курсов личностного развития, чтобы оградить граждан от аферистов в этой сфере. Сроки исполнения размыты, но надеемся, что законопроект не будет отложен в дальний ящик, а власти Казахстана переймут данный опыт с целью устранения проходимцев.
Благодарю за внимание!
Успешных тренингов и благодарных слушателей!
С уважением, Баймаганбетова Владислава Аманжоловна
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых http://www.elitarium.ru/obuchenie-princip-znanija-opyt-celi-potrebnosti-razvitie-andragogika-sposobnosti/
2. Баймаганбетова В.А. Чем может быть полезно бизнес образование в школе, Информационно-методический журнал Открытая Школа, - 2020. - 72 стр, стр. 62
3. Безрукова (Мусиенко) Е.А., Шевко И.В. Методические заметки бизнес тренера. Вопросы обучения взрослых. От осведомленности к управленческим компетенциям. – Алматы, 2014. – 96 с., с. 10-20
4. Горбушина О., Психологический тренинг. Секреты проведения. — СПб.: Питер, 2008. — 176 с.
5. Душков Б.А., Смирнов Б.А., Королев А.В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь / Под ред. Б.А. Душкова; прил. Т.А. Гришиной. — 3-е изд. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. — 848 с
6. Залог успеха: кто сможет стать коучем Бизнес-тренеров и преподавателей курсов личностного роста заставят получить лицензии https://iz.ru/1286893/dmitrii-alekseev/zalog-uspekha-kto-smozhet-stat-kouchem
7. Кох М. Н. Основы педагогики и андрагогики : учеб. пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 90 с.
8. Кто такой бизнес-тренер? https://training-partner.ru/staty/kto-takoj-biznes-trener-biznes-trener-eto.html
9. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. — М.: «Эгвес», 2006. — 488 с., с. 270
10. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
11. Психологическая природа рефлексии - https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5701#:
12. Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста: учебник и практикум для вузов / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 136 с.
13. Сорокун П.А. С 655 Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
14. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1310772