Елена Безрукова (Мусиенко),
бизнес-тренер, к.пс.н.,
владелец образовательной компании ЦЕБ, ок
Аминат Нажимидин
психолог
Проект «Бизнес-тренер: у кого чему учиться?» на страницах Facebook.
Педагогическая журналистика - многогранное явление, включающее в себя, во-первых, профессиональную деятельность специалистов по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной педагогической информации; во-вторых, всю многообразную продукцию этой деятельности; в-третьих, все каналы распространения педагогической журналистской информации; в-четвертых, всю совокупность профессий в ее рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях[1].
Во второй половине ХIХ века роль педагогической журналистики в развитии образовательной науки состояла в решении многофункциональных задач обучения и воспитания: просвещение людей, которые занимаются образовательной и воспитательной деятельностью; изучение и подбор материалов для обучения; консультации в работе с обучающимися.
Педагогическая журналистика на территории России и Казахстана в XIX в. была одновременно частью общей журналистики и элементом педагогической науки, представляя уровень образованности народа в стране и степень развития общества в целом. [2] Данная отрасль образовательной журналистики была представлена в литературно-художественных и общественно-политических журналах, позже появились специализированные педагогические издания, которые обладали большой воспитательной силой.
Сейчас же работу большинства образовательных учреждений можно отследить на просторах интернета (официальные сайты и порталы). Преподаватели активно применяют информационные технологии в учебном процессе, обмениваются опытом в едином digital-пространстве. Мы считаем, что большой толчок к развитию педагогической журналистики в наше время может быть использование социальных сетей в образовательном процессе.
Социальные сети на данный момент находятся на пике популярности, что способствует открытию новых возможностей их использования. [3] Специалистами в области психологии и маркетинга была установлена высокая степень восприятия и усвоения информации, представленной в социальных сетях, по сравнению с другими ресурсами. Данный феномен может быть объяснен несколькими факторами: социальные сети стали привычной средой деятельности человека, комплексность возможностей соц.сетей и формирование вокруг каждого пользователя индивидуального информационного пространства[4].
Внедрение современных средств коммуникации в образование возможно, однако их образовательный потенциал еще мало изучен и не до конца осознается в педагогическом сообществе, т.к. на данный момент считается, что социальные сети несут в основном развлекательный характер. Тем не менее, успешные кейсы применения современных средств коммуникации в педагогике показали, что они могут быть применены в обеспечении дистанционной совместной работы учебного коллектива, международный обмен опытом и знаниями, мобильное непрерывное обучение и самообразование [5].
Ярким примером внедрения социальных сетей в обучение в нашей компании может служить проект «Бизнес-тренер: у кого чему учиться?», который активно освещался в социальных сетях с целью повышения усвоения информации обучаемыми.
Сам проект является необычным по своей концепции и технологии исполнения. Здесь обучение осуществляется в соответствии с иерархией, принятой внутри компании. В нашей организации более 10 лет существует классификация бизнес-тренеров в зависимости от их квалификации:
• Вторая категория, как низшая ступень;
• Первая категория, как переходная ступень;
• Высшая категория.
Каждая категория имеет требования к профессиональным компетенциям специалистов, разницу в оплате, и возможности развития в рамках центра и профессии в целом.
Для повышения эффективности обучения в рамках данного проекта мы подготовили основной состав бизнес-тренеров первой категории. Данная группа профессионалов продолжила обучение других студентов, подготовив их к получению второй категории.
Проект является достаточно уникальным и не имеет аналогов не только в Казахстане, но и в странах Центральной Азии в связи с чем, мы решили активно освещать его на страницах социальной сети «Facebook». Мы рискнули открыть внутренние процессы компании для решения трёх задач:
>> Во-первых, освещая взаимное обучение тренеров разных квалификаций, мы повышаем их мотивацию и степень ответственности не только перед компанией, но и перед обществом; помогаем им формировать профессиональный бренд, содействуем вовлечения их в педагогическую журналистику.
>>Во-вторых, исследование востребованности пространства бизнес-образования среди нашего населения. Нам было интересно узнать, есть ли востребованность в профессиональных тренерах и интерес к личному профессиональному развитию.
>>В-третьих, привлечение внимание к профессии бизнес-тренера.
Вот отрывок из поста Елены Безруковой в начале проекта:
«Нынешнее время создало почву для стихийно-массового появления бизнес-тренеров, коучей, и даже психологов.
Жизнь, переведённая на 90 % в интернет, родила людей, занимающимися обучением других, в разы больше, чем было ещё полгода назад.
Ко мне обращаются за консультацией уже люди из разных стран. На мои вопросы: «Почему ко мне? Почему не в своей стране?», отвечают, что специалистов такого рода стало много, но они сомневаются в их компетенции. А у Вас опыт, имя и рекомендации...
Спасибо за доверие, люди! Правда, для меня оно очень ценно!
Но я одна, вмиг, не решу проблемы всех моих реальных и потенциальных клиентов. И тем более, не закрою социально-информационные дыры. Парадокс - информации море, специалистов - море, а что с этим добром делать, мы не знаем...
Наша команда работает над этим вопросом, но требуется время.
А для многих незнание «у кого лечиться и у кого учиться» может очень дорого обойтись.
В связи с вышеперечисленным))) , я намерена:
>>повысить компетентность населения в области знаний о профессии бизнес-тренера;
>>помочь людям лучше понимать специализацию и компетенцию тех, кто берётся их учить;
>>поделиться знаниями со всеми, кто стремится к развитию, как определить, кому платить деньги за своё обучение, что ожидать в результате, и как повысить эффективность своих вложений в самообразование;
>>расширить понимание задач для действующих тренеров и помочь им наметить новые грани их профессионального роста.
Учиться можно у ЛЮБОГО человека!
У кого-то - Как делать
У кого-то - Что делать
У кого-то - Как НЕ делать...
… Назову свой информационный проект «Бизнес-тренер: у кого чему учиться?»
В проекте, на примере наших тренеров, я буду раскрывать тонкости профессии.
А так же буду делиться своим профессиональным мнением о работе тех тренеров, кому лично доверяю. Возможно, в эту группу включу и психологов, и коучей».
(Последняя задача решается параллельно, но об этом не буду упоминать в данной статье)
Эффективность освещения проекта в социальных сетях превзошла все ожидания. В общей сложности 16 человек в течение двух месяцев рассказывали о своём опыте бизнес-тренерства: Елена Безрукова, Владислава Баймаганбетова, Евгения Ломакина, Людмила Синяковская, Алмат Омаров, Вероника Миронова, Елена Ксенофонтова, Наиля Дадабаева, Ольга Баринова, Юлия Тен, Анастасия Ковалёва, Ольга Балакина, Лазат Умербаева, Анна Морозова, Виолетта Верхозина.
Суммарно вышло 130 постов, на которые мы получили большое количество откликов - 3340 реакций.
Так как просматривают страницы Facebook в 6 раз больше людей, чем дают реакцию, то можно предположить, что читатели ознакомились с нашим проектом около 22000 раз. (Работа в соцсетях предоставляет большие возможности ведения статистики обратной связи с читателями. При подготовке данного материала, нам удалось провести анализ соотношения активной обратной связи читателей и совершенных просмотров. Получилось в средних показателях на 6 просмотров 1 реакция).
Как повлиял проект на формирование общественного мнения о педагогической деятельности наших курсантов? Этот вопрос мы задали нескольким нашим студентам, которые ничего ранее не знали о проекте «Бизнес-тренер: у кого чему учиться?»
«В вашей серии постов «Бизнес-тренер: у кого чему учиться?» в первую очередь меня заинтересовало то, чему обучались люди и чего они достигли в этом.
… очень вдохновляюще было понимать, чему уже научились ваши подопечные и что еще предстоит им освоить. Мне кажется замечательной возможность работать с людьми и наполнять их чем-то новым. И также возможность для обучаемых вами людей быть в команде вашей компании.
Мне понравилось, что я вижу у каких людей реально можно научиться полезным вещам, таким как конфликтология например, это замечательный и необходимый социальный инструмент для успешного построения взаимодействия с любым человеком. Научиться также таким вещам как, например, управление личными финансами, далеко не каждый человек сейчас хотя бы понимает что это такое.
В общем и целом, спасибо за интересных людей, обучающим полезным вещам».
Арина Безус
Участники проекта прокомментировали, как участие в процессах педагогической журналистики повлияло на оттачивание их профессионального мастерства.
«Что мне дали, как тренеру,соцсети? Уверенность в себе. Прошел страх заявления о себе. Развитие способности думать, как экологично преподносить материал. Помогло лучше слышать и понимать своих коллег»
Елена Поползина
«Боже, да там целая вселенная!
В 2009 году у нас дома появился компьютер. Честно сказать, я спать не могла, у меня был шок от потока информации. Так, как я человек творчества, сразу картинка 3Д в голове возникла, все темное и без дна.
Постепенно все это темное стало ярким, значимым в моей жизни. Я живу в небольшом городе Балхаш, его можно пройти пешком за 40 минут. Поэтому иметь виртуальное "окно" в мир позволяет осваивать новое, проходить обучение в разных сферах жизни. Узнавать новые страны, традиции, быть в потоке новостей. Найти людей по духу своему.
Благодаря соцсетям , я сейчас обучаюсь в Центре Елены Безруковой. Соцсеть помогает людям менять свои убеждения, приобрести новую профессию, реализоваться в новом деле. Очень интересно читать различные темы: педагогика, психология, искусство, путешествия. С восторгом читаю, смотрю прямые эфиры с интересными людьми.
Для города, где один музей и один кинотеатр и один дворец культуры социальные сети являются важной информационной платформой. Основным условием в обучении в ЦЕБ является публикаций в соцсетях. Мне больше нравится читать, чем писать. Понемногу начинаю привыкать к процессу.
Благодаря публикациям, больше близких людей стали наблюдать за моим обучением и приняли решение обучаться. Поддержка твоих коллег, дает толчок идти дальше и расстояние не имеет значение.
Люди стали ближе, глубже раскрывают многие наболевшие вопросы, делятся внутренним миром. Идет огромный обмен опыта во всех сферах. Особенно актуален вопрос педагогики, ведь дети это наше будущие. Образовательные платформы дают большой старт людям, проживающим в маленьких городах. Я рада, что сейчас есть такое "окно" в мир. Прекрасная возможность воспитать новое поколение с широкими взглядами».
Елена Ксенофонтова
Таким образом, мы видим, что активная деятельность на страницах в Facebook решает задачи, что ставит перед собой педагогическая журналистика. Помимо этого развиваются новые возможности электронных СМИ, которые с успехом можно использовать в образовательных процессах: проверка домашнего задания, обмен мнениями, рефлексия после занятий, организационные вопросы, сохранение и распространение видео и печатных материалов. Современная жизнь, на наш взгляд, предоставляет неограниченные ресурсы для развития.
Список литературы
1. Качалова Л.П. Педагогическая публицистика – путь к познанию // Наука и научный поиск №4 (9). С.53-58.
2. Ненашев М. Образовательная журналистика и практика СМИ: современная ситуация, пути решения проблем // Российская газета. – № 4612 от 03.14.2008.
3. Добровольская, Д. Киберзащита в астраханских школах [Электронный ресурс] ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА / GENERAL PEDAGOGY “PEDAGOGICAL SCIENCES” SECTION 43 / Д. Добровольская // Московский комсомолец. – 2015. – 15 марта – URL: http://ast. mk.ru/articles/2015/03/15/kiberzashhita-v-astrakhanskikh-shkolakh.html (дата обращения : 05.08.2017).
4. Клименко, О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О. А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире : мат-лыМеждунар. науч. конф. – СПб. : Реноме, 2012. – С. 405–407.
5. Фещенко, А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития / А. В. Фещенко // Открытое и дистанционное образование. – 2011. – № 43. – С. 44–50.