Юлия Губанова-Тен
Бизнес-тренер
- Юлия, почему вы решили перевести дочь на дистанционное обучение в Россию?
- Честно сказать, я этого не планировала. Изначальная идея была просто сменить школу.
- С чем была связана эта необходимость?
- Причин было несколько. В течение года я несколько раз назначала встречи с классным руководителем, приезжала, но ее никогда не было на месте. На итоговом родительском собрании она сказала, что не собирается контролировать школьников и как они записывают домашние задания. Далее я выяснила, что школа, дабы не портить реноме, не позволяет ставить двойки ученикам, и тогда стало очевидно, что восемь троек в табеле дочери – вовсе не тройки. Так возникла острая необходимость в переходе в другую школу. В несколько школ нас не принимали, а частные школы, которые рекомендовали знакомые, я не тянула по оплате. Впервые мелькнула мысль о дистанционном обучении в России.
Для меня большая боль, что наше государство не только не развивает наших людей, но и мешает им получать достойное образование. В общем, пока могу сказать, что альтернативное образование – это моя движущая сила. И раз эта тема заставляет меня так активно двигаться, значит она куда-нибудь меня приведет.
- Почему именно там? Четыре года назад о дистанционном обучении не говорил никто, откуда появилась эта идея?
- Лет десять назад об этом упомянула моя подруга, которая в то время жила на две страны и своего сына обучала дистанционно. И да, вы правы. Информацию собирать было непросто. Для начала подруга посоветовала мне группу на фэйсбуке «Открытое образованиие». Оттуда я узнала об одной смелой семье, которая открыто заявила всем госсистемам о том, что их дети в казахстанских школах учиться не будут. Там же я нашла несколько онлайн-школ. Дальнейшие поиски продолжила в Интернете. Многим писала – кто-то не отвечал совсем, кто-то предлагал странное – зачисление при наличии прописки в Москве, а какая прописка, если мы живем в Казахстане? В результате у меня осталось две школы – Новосибирская онлайн-школа Алекса Битнера и школа «Экспресс» Санкт-Петербурга. Почему я выбрала ее, а не Битнера, разумного объяснения не вижу. Ее стоимость превышала втрое стоимость обучения у Битнера. Видимо, решила, что дорого = хорошо.
Я, сама того не зная, совершила то, чего делать было нельзя. Дело в том, что дистанционное обучение в Казахстане и не разрешено, но и не запрещено. А я об этом не знала.
- А какие возникли сложности? И расскажите о переходе в российскую школу.
- Начну со второго. Я, сама того не зная, совершила то, чего делать было нельзя. Дело в том, что дистанционное обучение в Казахстане и не разрешено, но и не запрещено. А я об этом не знала. Пришла в школу с распечатанной на компьютере справкой о зачислении в российскую школу, пообещала прислать оригинал, как получится, и потребовала документы. То ли дело было в том, что я была в положении и надавила на них массой, то ли еще в чем-то, но документы мне отдали. Я переслала их в Россию, получила оригинал справки о зачислении, и мы начали нашу новую жизнь.
Теперь о сложностях.
Во-первых, в этой школе учителя старой формации. Я ничего не имею против них. Сложность в том, что многие из них с трудом владеют программами типа Скайп, не видят порой отправленного материала, что, конечно, отражается на успеваемости. У учителя проблемы со связью, а он отыгрывается на ученике. Как ни странно, даже при дистанционной системе, эти учителя заводили себе любимчиков и тех, на кого можно слить негатив.
Второй сложный момент, вытекающий из первого – личные аттестации по каждому предмету. Это каждый раз был стресс. Никогда не знаешь, в каком настроении придет преподаватель и какая будет связь.
Третья сложность - замысловато построенная система знаний и их проверки. Очень сложный лабиринт. Как-то дочь была уверена, что сдала по математике все, но в последний момент обнаружилось, что до «все» еще осталось 20 контрольных, а времени – два дня. И мы с ней засучили рукава и делали эти контрольные вместе.
- Вы в итоге закончили эту школу или поменяли ее?
- Мы перешли в московский ИнтернетУрок. Ближе к концу учебного года в Экспрессе я обратилась к директору с просьбой разобраться с учителем по математики, которая себя некорректно вела. Директор сказала, что мы можем уходить, если нам что-то не нравится. И я ей очень благодарна за такое разрешение вопроса.
- Вас спокойно оттуда отпустили?
- Да, при переходе никаких проблем не возникло. Для дочери последний год в ИнтернетУроке был очень интересным. Она дополнительно добирала знания у репетиторов по химии, физике, математике и для удовольствия училась писать и занималась английским. Пожалуй, самое главное – проснулся интерес к учебе. Очень грамотно построен процесс обучения – есть некий объем контрольных и тестов, которые надо сдать. Ребенок рассчитывает свои силы, сдает все работы письменно, несколько раз проходит диагностику по ЕГЭ, и в результате – здоров психически, спокоен и готов к экзаменам.
- А где сейчас учится дочь?
- Дистанционно в московском колледже при университете «Синергия».
- И диплом будет стандартного образца?
- Да.
- А как она сейчас справляется, имея опыт дистанционного обучения за спиной?
- По ее словам, все хорошо. Я ей доверяю. Но в ближайшее время хочу заглянуть в ее личный кабинет и посмотреть, как у нее все там устроено. Личные кабинеты с доступом к образовательной платформе предоставляются всем дистанционно обучающимся студентам.
- Юлия, скажите, Полина уже закончила обучение, почему вы продолжаете продвигать тему альтернативного образования?
- Я до сих пор не могу разобраться, почему эта тема для меня такой сильный триггер. Но когда вокруг меня люди говорят о том, что вот теперь онлайн образование, которое гораздо хуже офлайн образования, я не могу не предложить пути решения. Для меня большая боль, что наше государство не только не развивает наших людей, но и мешает им получать достойное образование. В общем, пока могу сказать, что альтернативное образование – это моя движущая сила. И раз эта тема заставляет меня так активно двигаться, значит она куда-нибудь меня приведет.
- А какие преимущества у дистанционного образования?
- Первое – есть некий объем знаний, который надо освоить за определенный объем времени. Никто не стоит над душой и говорит, что что-то должно быть сдано в пятницу 30 октября до 17-00. Ребенок сам распределяет свои силы и сдает в пределах заданного периода все, что нужно. И мне очень понравилось, как выстроила обучение дочь. Она из предметов, изучаемых модульно, выстраивала некую целостную картину знаний.
Второе – дети учатся быть самостоятельными, навык управления временем их любимый.
Третье – дети видят свои лакуны, и, если что-то непонятно, просят репетиторов.
Четвертое – дистанционное образование требует много сил, но и время свободное тоже оставляет. Так дочь за время учебы дополнительно отучилась на бариста.
- В прошлом году дочь поступила в казахстанский колледж индустрии туризма и гостеприимства. И вот, что она рассказала о своих сокурсниках: «Мама, они все такие славные, но такие дети. Носятся на переменах, не учатся. Не задумываются о работе.» Во время учебы в этом колледже ей ужасно не хватало той свободы, которую дает ДО. Там была важна посещаемость, присутствие от звонка до звонка. Там нельзя было сдавать что-то экстерном, и еще много было всяких нельзя.
- Предположим, что ваша дочь останется жить в Казахстане, какие у нее есть преимущества по сравнению со своими сверстниками?
- В прошлом году дочь поступила в казахстанский колледж индустрии туризма и гостеприимства. И вот, что она рассказала о своих сокурсниках: «Мама, они все такие славные, но такие дети. Носятся на переменах, не учатся. Не задумываются о работе.» Во время учебы в этом колледже ей ужасно не хватало той свободы, которую дает ДО. Там была важна посещаемость, присутствие от звонка до звонка. Там нельзя было сдавать что-то экстерном, и еще много было всяких нельзя.
- Как вы думаете, если ваша дочь останется в Казахстане, как будет развиваться ее судьба?
- Если она никуда не уедет, думаю, она найдет способ открыть свою кофейню. При этом она прекрасно понимает, что ее друзья-бариста в этом ей не помощники, а значит круг знакомств надо расширять. Для начала я ее знакомлю со своими друзьями-бизнесменами. Посмотрим, что из этого получится. Интересно, что, работая в кофейне, она изучала работу общепита, обращала внимание на коммуникации стафа, изучила систему закупа, и, если бы не кадровые раздраи, уже была бы управляющей несмотря на юный возраст. Для себя она проанализировала, что будет, если продавать только напитки и работать без кухни. Выяснила, что это не рентабельно. Поэтому если открывать, то точку общепита полного цикла. И меня такие ее способности не могут не восхищать.
- Получается, из нее растет предприниматель?
- Однозначно да!
У ДО есть свои минусы – оно прекрасно подходит для старшеклассников, чуть хуже для школьников среднего звена и почти совсем не годится для малышей.
- У меня есть знакомые, дети которых занимались в центре Монтессори. Когда пришла пора идти в школу, резкая смена систем привела к большим психологическим проблемам в частности потому, что эти дети были на порядок более развитые многих своих сверстников. Что делать в этом случае?
- Мне это еще предстоит пережить с младшей дочерью, которая как раз сейчас посещает Монтессори детский сад. Что я поняла – я не отдам ее учиться в Монтессори школу. Мне не хватает там навигатора – некого человека, который бы как-то направлял детей. Да, они умеют учиться, да, учиться им интересно, но при этого системных знаний нет, а лакун – придостаточно. И, как мне кажется, для их возраста, они должны были бы больше знать. Скорее всего, мы прикрепимся к российской дистанционной школе (все-таки документы важны) и будем искать дополнительных учителей, тех, что вдохновляют и учат учиться. Но пока точной схемы, как это будет, у меня нет.
- Правильно ли я понимаю, что дистанционное обучение вы считаете решением той глобальной проблемы, которая сейчас стоит перед обществом?
- Не в полной мере. У ДО есть свои минусы – оно прекрасно подходит для старшеклассников, чуть хуже для школьников среднего звена и почти совсем не годится для малышей. Как объяснить маленьким детям, почему они должны часами просиживать перед компьютером? Почему они теперь не могут играть? И что это теперь за странная жизнь? У меня на эти вопросы ответов нет. В дистанционной системе для малышей также нужен живой человек-навигатор, который будет их направлять, помогать с выполнением заданий, играть и отвечать, кстати, на вопросы выше.
И, конечно, малышам нужна социализация, куда ж от нее деваться?! И вот этого всего у дистанционного обучения нет. Нужна некая смешанная форма обучения. А как ее реализовать, еще никто не придумал.
- Давайте подведем итоги нашего разговора.
- Если создавать некую новую систему, в первую очередь, нужно решить проблемы дистанционного обучения для младших классов. Во вторую, оказать проблемы родителям, которым, с одной стороны, нужно зарабатывать деньги, а с другой – выращивать достойных людей. Сейчас время обновления дистанционной системы, включения в нее новых компонентов, которые выведут ее на новый уровень.