Евгения Ломакина
магистр оценки, МВА
+7 777 264 86 58
В настоящее время, особенно последнее десятилетие, получило большое распространение теория непрерывного образования и самообразования. Это достаточно глобальный процесс, связанный, в том числе и с распространением интернета, возможностью получить огромный пласт знаний в свободном доступе, находясь в любой точке мире.
Таким образом, для многих людей теория выбора одной профессии и на всю жизнь стала не жизнеспособной. Помимо этого, люди стали понимать, что профессиональные знания необходимо подкреплять дополнительными навыками, такими как быстрое изучение информации (скорочтение), умение выступать на публике (ораторское мастерство) и так далее. На этой волне семимильными шагами стала развиваться наука андрагогика.
__________________________________________________________________
АНДРАГОГИКА - искусство и наука помощи взрослым в обучении.
Историческая справка:
В первой половине XIX века образование взрослых не приобрело широких масштабов, и термин не получил распространения.
В 1920-е годы образование взрослых становится областью теоретизирования, например, в Германии. Термин «андрагогика» получает второе рождение, теперь описывая совокупность размышлений о том, почему, для чего и как преподавать взрослым.
Сегодня в Европе существует в основном три толкования термина:
Во-первых, во многих странах растёт восприятие андрагогики как научного подхода к процессу учения взрослых. В этом значении андрагогика — это наука понимания (теория) и поддержки (практика) образования взрослых на протяжении всей жизни.
Во-вторых, главным образом в США, андрагогикой в традиции Малколма Ноулза называют специфический теоретический и практический подход, основанный на гуманистической концепции автономных обучающихся и преподавателей-фасилитаторов процесса учения.
В-третьих, наблюдается разброс в интерпретации андрагогики от «практики образования взрослых», «желаемых ценностей», «специфических методов преподавания» до «академической дисциплины» и «противоположности детской педагогике».
__________________________________________________________________
Классическую систему образования составляют:
- Учебные заведения (школы, колледжи, вузы).
- Социальные группы (школьники, студенты, учителя).
- Последовательный образовательный процесс (передача знаний, формирование навыков).
В целом, классическая система образования является обязательной и в настоящее время, по крайней мере, в нашей стране не стоит вопрос о том хочет ли ребенок учиться или нет. Среднее образование, как минимум, он обязан получить. В тоже время, обучение взрослых людей - это процесс абсолютно добровольный и для того, чтобы выиграть на этом рынке, необходимо понимать ряд процессов:
- мотивация к обучению
- готовность к обучению
- имеющийся опыт
- отношение к учебе
- самосознание обучающегося
- потребность в обучении
Только совокупность этих процессов приведет к успеху обучающего и обучающегося.
Одним из успешных примеров казахстанского рынка образовательных услуг для взрослых может служить Центр Елены Безруковой. На сегодняшний день этот центр работает уже 13 лет. Рассмотрим виды услуг, которые он предоставляет:
Он представлен тремя школами:
- школа управления продаж
- школа ресторанного и гостиничного бизнеса
- школа развития личности.
Школа управления и продаж представлена рядом тренингов и семинаров для корпоративного и открытого использования на всех уровнях - рядовых исполнителей, менеджеров среднего звена и топ-менеджеров. Эта школа показывает возможность смены профессии в области продаж и управления человеческими ресурсами.
Школа ресторанного и гостиничного бизнеса также представлена рядом тренингов и семинаров для корпоративного и открытого использования на всех уровнях. По результатам прохождения обучения, обучающийся может освоить полностью тонкости построения ресторанного и гостиничного бизнеса. То есть позволяет открыть для себя новое направление деятельности с нуля и выстроить, как собственный бизнес, так и влиться в корпоративную структуру в этом направлении.
Школа развития личности нацелена на развитие, так называемых, мягких навыков (soft skills) у слушателей. Это навыки, которым не обучают в школе, но которые необходимы для построения успешной карьеры или собственного бизнеса в современном мире. Поэтому эта школа пользуются популярностью и актуальна, как для подростков, кто только вступает на путь самоопределения, так и для взрослых, кто уже достиг профессиональных успехов и намерен развиваться и двигаться дальше.
В настоящее время, в Казахстане, и в городе Алматы в частности, достаточно много различного рода бизнес-тренеров и тренинговых центров. Центр Елены Безруковой отличается от большинства тем, что в нем выстроена система - тренера разделены на категории, имеется собственная база обучающих материалов, которая зарегистрирована и своевременно пополняется, и обновляется. Такой подход соответствует международному уровню, например, Международная школа бизнес-тренеров International Institute for Management Development, Germany, представленная на территории СНГ, в том числе и в Казахстане. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что Центр Елены Безруковой является локомотивом и непосредственным участников создания трендов и поддержания качества международного образца.
Такие примеры позволяют понимать, что несмотря на обилие тренеров, программ и рекламы, у заинтересованных лиц имеется достаточный выбор и при соответствующем анализе, потенциальный обучающийся может выбрать лучшее качество и поддержать казахстанских специалистов.