Виды речи:
1. Устная речь.
Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:
• Избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);
• Использование невербальных средств общения (жестов, мимики),
• Экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).
Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Различают:
• Неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);
• Диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда — к самому себе).
2. Письменная речь — вторичная форма речевой деятельности, для нее характерна передача языковой информации посредством буквенных обозначений звуков, слов, фраз. Письменная речь как вид общения наиболее труден. Для передачи психического состояния, эмоций, мыслей необходимо наиболее полно, последовательно и понятно изложить сведения, факты. Отсутствие интонации и непосредственно воспринимаемого невербального поведения надо восполнить использованием образных выражений, умелым подбором размеров предложений, знаками препинания и т. д. с помощью письменной речи человек может пополнить свой словарный запас.
3. Невербальная речь – это то, что записать не удалось. Это, к примеру, интонации. Это и другие элементы речи: жесты, громкость голоса, эмоции. Их можно записать с помощью аудио и видео. Часто невербальная речь передает гораздо больше информации о человеке и о ситуации во время общения, чем устная.
Согласно некоторым исследованиям, с помощью вербальной (устной речи и ее слушания) мы передаем и получаем лишь 20-30% информации. 52 % - через «считывание» жестов, поз, мимики, 38% через околоречевые сигналы (темп, тембр, и пр.).
Невербальная коммуникация включает в себя:
• Кинесику и пантомимику (взгляд, мимику, жесты, позы, телодвижения);
• Такесику (рукопожатие, похлопывание, поцелуи);
• Кожные реакции (покраснение, побледнение, пятна на коже, потоотделение)
• Паралингвистику, экстралингвистику (темп, тембр, дикцию, артикуляцию, паузы, слова-паразиты);
• Проксемику (пространственно-временную организацию общения (позиции за столом, дистанцию);
• Альфакторную систему – приятные и неприятные запахи окружающей среды;
• Внешний вид – одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы и борода, ремни и шарфы.
Функции речи:
1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие. Происходит от латинского слова «communis», означающего «общество, община, общий».\
2. Передача, развитие мыслей. Конструктивная формулировка мыслей, компоновка сообщения. Очевидно, что нормальная речь непременно осмысленна, поскольку в выражении смысла состоит ее основная функция.
3. Передача чувств и эмоций. Эмотивная – выражение самооценки, переживаний, отношения говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию. Оценка чего-либо, позитивное или негативное отношение.
4. Организация общего дела. Чтобы «решить» какие-то дела, люди обычно договариваются, и здесь тоже необходима речь. Причем деловое общение подразумевает определенные клише и речевые шаблоны, некую официальность сферы общения. Стандартные повторяющиеся ситуации, четко ограниченный тематический круг деловой речи определяет ее стандартизированность, это проявляется не только в языковых средствах, но и в формах документов.
5. Обозначение принадлежности к народу. Каждый народ имеет свой язык, со своими стилистическими, фонетическими особенностями, правилами правописания и т.д.
6. Демонстрация социального статуса. Благодаря речи мы сразу можем понять, каким образом можно общаться с тем или иным человеком.
Например, при выборе формы обращения с другими людьми обычно используются специальные слова, указывающие формальность или не формальность отношений.
Сравните: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты голубчик», «милейший».
Сходную функцию могут выполнять и выбранные формы приветствий или прощаний, например, «Здравствуйте», «Здорово, ребята», «Приветствую вас», «Салют», «Пока», «Всего хорошего» и т. д.
В русском языке гражданский статус человека четко обозначается обращением, например, «Иван Иванович», «товарищ Иванов», «гражданин Иванов». Последнее обращение подразумевает, что человек потерял или может потерять свой статус свободного гражданина страны.
Выбор стиля произношения также относится к числу вербальных социально-символических средств.
Выделяют:
• высокий (подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений, воспринимается как официальный, более формальный, дистанцированный),
• низкий (разговорная речь, насыщенная жаргонными словами, с использованием сленга, воспринимается как неформальный, дружеский);
• влиятельный и невлиятельный стили.
Смена стиля обращения, в частности использование формы «ты» / «вы» – обращений, сама по себе может быть приемом, направленным на «повышение» или «понижение» статуса.
«Ты» - форма, как правило, ассоциируется с неформальными, дружескими отношениями, а «вы» -форма – с формальными и эмоционально дистанцированными. Переход от «ты» к «вы» является стратегией дистанцирования, которая демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие, враждебность. Обратное переключение, напротив, является стратегией принятия, которая означает расположение, желание меньшей формальности и большего дружелюбия.
7. Экономия времени. Бывают ситуации, когда человек ждет, что кто-то догадается, что ему нужна помощь, или он хочет получить какую-то вещь, при этом, если он просто озвучит другому свое желание можно добиться его выполнения гораздо быстрее.
8. Передача нюансов мысли. Звуковой код речи. При помощи определенной интонации одно и то же высказывание может иметь разный смысл. Интонация выражает, прежде всего, эмоциональный смысл произносимой речи, отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.
Схематически это может быть обозначено так:
Основной тон высказывания определяется | Стратегией общения | Назидание |
Просьба | ||
Волевой нажим | ||
Эмоциональным характером общения | Радость | |
Волнение | ||
Уверенность | ||
Жанровой принадлежностью высказывания | Рассуждение | |
Инструкция | ||
Рассказ |
Очевидно, что количество примеров в третьей колонке может быть значительно увеличено и представлено в разных сочетаниях: высказывание может звучать как уверенный волевой нажим или как сообщение радостной новости, как деловая бесстрастная инструкция или взволнованное рассуждение.
Чтение диалогов в художественных и публицистических текстах можно рекомендовать как прием совершенствования интонационной гибкости собственного голоса и умения «прочитывать» интонацию высказывания собеседника (умения понимать «подтекст»).
Выразительность речи придает смысл нашим высказываниям. В зависимости от того, ЧТО и ЗАЧЕМ говорится – выбираются интонации при общении, то есть то, КАК – это говорится.
9. Развитие мышления. Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове, как понятии, заключено гораздо больше информации, чем может нести в себе простое сочетание звуков.
Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач.
В речевом мышлении постоянно объединены слово и мысль. Речь должна быть синтаксически и грамматически структурированной, доступной, яркой и доказательной.
Освоение речи сводится к научению всем ее элементам:
• четкой артикуляции звуковых сигналов,
• освоению слов,
• фраз,
• простых и развернутых предложений.
В этом суть психологической модели порождения и функционирования речи.
10. Власть. При правильно подготовленной и произнесенной речи, говорящий обычно добивается целей, для достижения которых он и начал говорить.
Таким образом, при помощи речи можно влиять на других людей.
Из методического пособия для слушателей.
Курс «Ораторское мастерство».
Автор: бизнес-тренер высшей категории
Безрукова Е. А.