25-26 июля в Алматы прошел Фестиваль Тренеров Казахстана, организаторами которого являлись Мастерская Корпоративных Событий «Orange Apple» и Учебный Центр «Integrio».
Нам выпала честь провести одну из двух первых сессий для бизнес-тренеров.
Темой нашей сессии стало «Особенности обучения персонала на казахстанских предприятиях».
Почему именно эта тема была предложена коллективом нашего Центра?
На это существует несколько причин.
Во-первых, на сегодняшний день в Казахстане действует огромное множество образовательных программ в области продаж, личностного роста, менеджмента. Многие из них построены на аналогах зарубежного опыта. Возникает вопрос - насколько данные программы адаптированы к казахстанскому рыку? Чтобы это понять, необходимо увидеть, как бизнес-тренеры учитывают в своей работе особенности казахстанского менталитета, насколько эффективно они используют «сильные» стороны наших обучающих, и как справляются со «слабыми» во время учебного процесса.
Во-вторых, нам постоянно приезжают тренеры из-за рубежа: из Украины, с России, Кавказа, Европы. К сожалению, мы видим, что зарубежные коллеги не владеют информацией о культуре нашего народа и проводят дорогостоящие тренинги без учета этой информации, а после своего отъезда из нашей страны мало кто из них отвечает за результаты своих слушателях.
В-третьих, обращая внимание на учебные особенности персонала казахстанских предприятиях, необходимо подбирать методы и приемы, которые помогут быстрее адаптировать группы к учебному процессу, быть услышанным и понятым слушателями, что в значительно повысит результаты обучения.
Нам очень приятно, что тренеры, принявшие участие в Фестивале бизнес-тренеров, проявили большой интерес к данному вопросу, и на нашей сессии присутствовало более 20 человек.
Тренинг проводила Елена Безрукова, директор одноименного центра обучения и консалтинга, и для работы с группой использовала методику интерактивного обучения. Обоснованием для выбора стало желание тренера не только поделиться знанием и опытом по данной теме, но и собрать знания и опыт тренеров, работающих на рынке Казахстана.
В результате активной работы каждого участника сессии был создан единый список, «сильных» и «слабых» особенностей наших людей, а также одна их групп предложила подумать над существующими тенденциями в индустрии образования.
Вот, что у нас получилось:
«Плюсы»:
• Уважение к старшим. Эта особенность на сегодняшний день сохранилась на Востоке, и играет положительную роль в создании учебного настроя в группе. Тренер является старшим по статусу в группе, так, что слушатели дают ему карт бланш на право ее обучать.
• Дисциплинированность. Очень часто является продолжением уважения к старшим, что значительно облегчает работу тренера.
• Позитивное отношение к обучению. У нашего народа развито осознание необходимости учиться. Поэтому на тренингах довольно редко встречаются «учебные хулиганы».
• Традиционное гостеприимство. Это потрясающая особенность казахстанцев. И она живет в крови. Казахстанцы впитывают нормы гостеприимства с молоком матери. И если тренер может помочь перенести это традицию на рабочие места, то уровень сервиса на предприятиях вырастает в разы.
• Желание получить диплом. Пока еще документ об образовании (повышении квалификации) играет положительную роль как для руководителей, которые берут на работу персонал, так и для самих работников, являются социально-психологическим фактором мотивации. Потому получение сертификата, как результата заплаченных денег, а иногда и полученных знаний является хорошим помощником бизнес-тренера.
«Минусы»:
• Нет ответственности в процессе и за результаты обучения. Данная особенность свойственна 10-15 % обучающихся, и является следствием постсоветской системы образования. Иногда отдельные слушатели, и даже целые группы пытаются манипулировать тренером, перекладывая на него свои учебные неудачи.
• Языковой барьер. Данная особенность очень актуальна в нашей республике. Языковой барьер хоть и существует, но и проявляется достаточно мягко, как со стороны слушателей, так и со стороны тренеров. Языковой барьер мешает не столько восприятию или передачи информации, сколько раскрытию потенциала слушателя, его самовыражению, и даже занижает его профессиональную самооценку. Это вопрос, эхо постсоветского отношения к языкам, необходимо решать не только более глубоким изучением языков, но и использованием психологических приемов, которые смогут помочь слушателям раскрыться независимо от уровня их профессиональной речи.
• Заниженная самооценка - свойственна многим казахстанцам. Нам все кажется, что они там … (на Западе) больше знают, больше умеют. Данное явление тормозит развитие нашей самобытности, нам сложно «продавать» себя на международном рынке.
• Потребительский настрой. Еще один отголосок базовой системы образования. Мало кто готов трудиться над развитием своего профессионализма, многие жду чудес от тренера. Большой темп жизни, стрессы, ответственность за финансовое благосостояние семьи вытягивают из нас эмоциональные и духовные силы. Я иногда говорю слушателям: «Многое из того, что мы рассмотрели на нашем курсе, вы можете найти самостоятельно. Вы же пришли за энергиями и верой в свои силы».
• Рассеянное внимание, неумение слушать, низкая скорость чтения, недостаточно развитая профессиональная речь, страхи самостоятельно мыслить – эти и другие учебно-психологические особенности свойственны многим представителям наших тренингов.
Мы думаем, это особенности в целом специалистов на казахстанском рынке, так же являются следствием сложившейся культуры образования в нашей стране.
Тенденции на рынке образовательных услуг:
• Hard Skils (твердые навыки), имеющие склонность к развитию технологических навыков, падают в спросе.
• От персонала все больше требуются гибкость и навыки, в которых проявляется эмоциональный интеллект, так называемые Soft Skils.
• Требуется персонал, который в первую очередь проявит желание работать, ответственность и способность повышать прибыль компании, не важно, прямую, или косвенную.
• На сегодняшний день еще актуальны быстрые деловые лайфхаки, конкретные инструменты, достаточно просто применимые на практике.
• В связи с неустойчивостью кадрового состава, работодатели ходят получать результат обучения персонала «здесь и сейчас», что в целом снижает ценность тренинга. Тренеры начинают искать методы по принципу «дешево и сердито», что не всегда качественно.
• Возрастает спрос на индивидуальное персонифицированное обучение. И на наш взгляд, это положительная тенденция. Данные запросы не только повышают эффективность обучения для самих слушателей, но и создают почву для повышения квалификации самих тренеров. Ведь когда мы ищем «ключи» к умам и душам наших слушателям, мы оттачиваем свое мастерство.
Что можно сделать с информацией, обработанной и систематизированной участниками фестиваля бизнес-тренеров?
Информация о наличии «положительных» особенностях, в целом облегчит бизнес-тренерам и руководителям в процессах обучения и управления персоналом.
Информацию о тенденциях необходимо учитывать в планировании своей деятельности на нашем рынке. А знание «слабых» сторон учебных способностей наших слушателей, позволит лучше подготовиться к тренингу, подобрать методы и приемы для развития этих особенностей, и в конце концов, превратить недостатки в достоинство. Ведь недостаток, на который обратили внимание, над которым поработали, вложили в него душу, со временем превращается в большое достоинство.
Ниже мы приведем таблицу, в которой изложили опыт бизнес-тренеров «Центра Елены Безруковой» по развитию некоторых «слабых» особенностей обучающихся специалистов.
№ | Учебная особенность | Методы преобразования |
1 | Привычка учиться вполсилы, расслаблено. | Достаточно легко корректируется. В первую очередь, правилами, которые устанавливаются в начале тренинга. Правила нацелены на повышение самоотдачи, ответственности за свои результаты, создание общего благоприятного, рабочего процесса. Во вторую очередь, контроль со стороны тренера соблюдения этих правил. В- третьих, много дается заданий необычных, нестандартных, намеренно сокращая время на их выполнение, что повышает самоотдачу слушателей. |
2 | Неумение слушать и слышать. | Достаточно сложный навык. Развивается, как правило, на 2-3 встречах. Используем в качестве демонстрации скрытых мотивов не слушания тренинг «Травля». Теория: виды и особенности слушания; роль слушания в развития профессиональных компетенций специалистов, находящихся на тренинге. Личный пример тренера. |
3 | Рассеянное внимание. | Сложный навык. Развивается в первой части тренинга. Используем упражнения на развитие внимания: «Муха», «Стрелка», «Переговори соседа» и другие. Все задания на тренинге четко формулируются тренером и озвучиваются группе 1 раз. |
4 | Слабо развит самоконтроль времени. | Все задания даются в ограниченном времени, используется таймер. Функцию контроля времени тренер постепенно перекладывает на участников времени. Сам тренер четко соблюдает временные рамки. |
5 | Страх и не желание брать на себя ответственность за процесс и результат. | Сложная компетенция. Развивается в течение всего тренинга. Помогают его развить: правила тренинга и их соблюдение, теория ответственности, теория об управлении эмоциями. Тренинг управления эмоциями. Тренинг развития воли. |
6 | Заниженная самооценка. | Ограничение собственных способностей и возможностей. Это социальная программа мышления. Очень трудно поддается преобразованию. Но все же, что мы делаем: каждому слушателю тренер дает личное внимание на тренинге и за его пределами, рассматривает в каждом слушателе его таланты и способности, дает обратную связь об этом, проявляет уважение к каждому слушателю. Мы проводим бонусный тренинг по целям для каждого выпускника центра. |
Мы очень благодарны организаторам фестиваля, за предоставленную возможность пообщаться с людьми одного поля. Мы очень благодарны нашим коллегам – бизнес-тренерам, принявшим участие в нашей сессии. По итогам полуторачасовой встречи, нам дали хорошие отзывы по результатам нашей работы.
Вот некоторые из них:
«Спасибо за структурированность! С нетерпением в ожидании статьи».
Штопель Ольга, агентство «Ренессанс»
«Участвуя в тренинге, получила для себя много полезного. Модератор очень интересная и доброжелательная женщина».
Калимурат-кызы Ботагоз, Университет Международного Бизнеса.
«Понимание того, что есть плюсы, а не только проблемы, и с этим можно работать и использовать в работе».
Дюсенова Айнур, АО «Казпочта».
«Ценен обмен взглядами с участниками по особенностям обучения персонала в Республике Казахстан».
Новоточина Марина, СEO Consult.
Дорогие друзья, если данный материал был для вас чем-то полезен, то дайте знать об этом,
и мы с удовольствием будем предоставлять вам опыт нашего тренерства.
С уважением, Елена Безрукова.