Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки.
Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления — правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре.
Назовем основные из них.
1. Решительное начало выступления.
Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным.
Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.
2. Драматизм.
Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе».
Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.
3. Сдержанная эмоциональность.
Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.
Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора.
Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?»
В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.
4. Краткость.
Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.
5. Диалогичность.
Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы.
Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.
6. Разговорность.
Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль выступления.
Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.
Не надо использовать много специальных иностранных слов, надо говорить проще — это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.
7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.
Данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог.
Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.
8. Понятность главной мысли.
Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления.
В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.
9. Решительный конец.
Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным.
Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать.
Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно.
Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.
Из методического пособия для слушателей.
Курс «Ораторское мастерство».
Автор: бизнес-тренер высшей категории
Безрукова Е. А.