Уметь управлять другими людьми – это навык, без которого невозможно обойтись ни одному руководителю. Как и другие навыки, умение управлять не только «дается от природы», но и развивается.
Управление людьми можно разделить на 2 большие группы: управление открытое и управление скрытое.
1. Открытое управление - это управление, в котором презентуются и понимаются цели и задачи управления. К отрытому управлению относятся следующие виды:
• Прямое руководство. Руководитель прямо говорит, что нужно делать и какие меры контроля существуют. Во время трудовой деятельности руководитель придерживается поставленных задач, методов контроля.
• Открытое обучение. Перед началом обучения студентам объявляют о целях и задачах обучения и согласуют их с целями и задачами тех, кто обучается. Во время обучения преподаватель стремится выполнить поставленные цели и задачи.
• Открытое воспитание. Воспитатель говорит детям, какие качества хочет в них воспитать и действительно стремится к этому.
2. Скрытое управление – это управление, в котором скрываются цели и задачи деятельности или презентуются иные цели и задачи, т.е. ложные. К скрытому управлению относятся следующие виды:
• Манипуляция, которая в свою очередь делится на осознанную манипуляцию и неосознанную. Манипуляция – это яркий представитель скрытого управления, когда не презентуются реальные цели и задачи. Чаще всего это происходит из-за страха быть не понятым, быть отвергнутым, быть наказанным. Манипуляция – самый распространенный способ управления в нашем обществе. Мы манипулируем со своими детьми, родными, коллегами, нами манипулируют с раннего детства наши родители. Считается, что манипулирование разрушает отношения между людьми.
• Эмоционально-волевое управление. Эмоционально-волевое управление – это управление, основанное на воле и эмоциях человека. Эмоционально-волевым управлением мы все владеем с детства. Лучше получается управлять, опираясь на эмоции. Настроение у нас хорошее, люди рядом с нами чувствуют себя комфортно. Если мы злы, то окружающие будут стараться избегать вашего гнева всеми способами. Волевым управлением владеют люди, как правило, с сильной волей. Даже появление человека с сильной волей заставит обратить на него внимание. Но человеку со слабой волей придется несколько раз обращать на себя внимание, прежде, чем его заметят. Но, как и любое другое управление, эмоционально-волевому управлению надо учиться и использовать его осознанно. Тогда, как зачастую наши эмоции управляют нами.
• Управление через себя. Управление через себя – это самый редкий вид управления. Чтобы повлиять на ситуацию или на отношения, человек воздействует не на них, а на себя, и свое внимание направляет не во вне, а внутрь себя. Это самый эффективный способ управления. Используя единицу своей энергии, человек получает отдачу несколько единиц энергии. Он не только воздействует на ситуации и/или других людей незаметно для них, но и к лучшему меняет свою жизнь в целом. Это единственный способ, который позволяет изменить других людей. Управление через себя самый трудный способ воздействия на окружающий мир. И овладеть им смогут далеко не все. Но овчина выделки стоит.
• Гипноз. Гипноз различают терапевтический и мошеннический. Это способ воздействия на человека, путем выключения его сознания. Мы не используем гипноз в управлении персоналом, поэтому данный способ рассматривать не будем.
• НЛП. Нейролингвистическое программирование – это программирование подсознания через слова и фразы. Большинство людей владеют нейролингвистическим программированием с детства, но неосознанно. Поэтому, часто не желая того, мы программируем наших детей и близких на удачи или неудачи. Лучше знать основы НЛП, и использовать его в благих целях, чем не знать, но использовать, как получится.
В системе общественного питания, на мой взгляд, необходимо применять прямое руководство, открытое обучение, эмоционально-волевое управление. В некоторых случаях допустимо использовать манипуляцию, НЛП. Так как редко какой управляющий ресторана и кафе ставит перед собой цели саморазвития и самовоспитания, то применять управление через себя можно, когда уже никакие другие способы воздействия на людей не срабатывают. На практических занятиях наши студенты обучаются управлять через эмоционально-волевую сферу и применять некоторые приемы программирования через слова.
Из методического пособия для слушателей.
Курс «Управление человеческими ресурсами»
Автор: бизнес-тренер высшей категории
Безрукова Е. А.