Мне рассказали вот такую историю.
Знакомые взяли хороший кредит, построили новенький ресторан. Раскрутили его…. Заведение работало круглые сутки, а прибыли у хозяев не было. В итоге им пришлось продать свое предприятие, рассчитаться за кредит. Более к этому бизнесу они не возвращались …
В чем дело? Все ушло неучтёнными деньгами. Хозяева были новичками в общепите и не смогли наладить систему учета и контроля.
В советское время на любом предприятии общественно питания процветала утечка материально-технических ценностей. Люди работали за копейки, и возможность воровства было тем мотивирующим фактом, который держал многих на тяжелой работе в системе общепита.
Сейчас существует негласное мнение, если вам на работу устроился повар, работающий в этой системе еще в советское время, то почти нет шансов, что он не будет дополнительно работать на свою семью. Чем опытнее повар, тем считается, что более грамотно он будет манипулировать с продуктами.
То же самое и с официантами, чем опытнее официант, тем грамотнее он по части обсчета гостей и хозяина. Многие заведения дают объявления, что требуются официанты без опыта работы…
Конечно, подозревать всех и каждого в воровстве тяжело и неприятно. Это и создает тяжелую эмоциональную атмосферу в коллективах кафе и ресторанов. Но так как основная цель работы любого предпринимателя – это получение прибыли, то налаженная системы учета и контроля просто жизненно необходима.
Система учета и контроля состоит из двух кругов учета: «Большого круга» и «Малого круга».
«Малый круг» выполняет почти все управляющие и владельцы, но он сохраняет по нашему опыту только 20 % прибыли.
«Большой круг» учета вести очень непросто, не столько в силу сложности и расчетов, а сколько в силу трудоемкости, системности, и большого использования временного ресурса. Но те, кто ведет «Большой круг» учета, сохраняют до 80 % прибыли.
Вы спросите, а возможно ли сохранить все 100 % прибыли ресторана?
Возможно, но сама с таким еще не сталкивалась.
Какие операции входят в «Большой круг» учета?
• Калькуляция блюд.
• Разработка меню и определение продажной цены.
• Организация и учет закупа продуктов и полуфабрикатов.
• Учет поступления продуктов и полуфабрикатов на кухню, бар и хозяйственную часть.
• Учет производства готовой продукции.
• Учет продажи в зал готовой продукции, организация расчета гостей с заведением.
• Учет продажи с бара товаров и готовой продукции, организация расчета с заведением.
• Учет поступления в кассу денежных средств.
• Учет остатков продуктов и товаров на кухне и баре.
• Учет посуды и другого инвентаря.
• Расчет бухгалтерских остатков (разница между приобретенным сырьем, произведенной и проданной продукцией).
• Сравнение бухгалтерских и фактических остатков.
• Учет начисления и выдачи работникам заработной платы.
• Удержание с заработной платы работников потерь, произошедших по вине работников (бой и пропажа посуды, недостача по бару, по кухне, стоимость неоплаченных столов).
• Выявление и наказание работников за продажу клиентам занесенного товара.
• Составление отчета по итогам месяца.
Какие из операций чаще всего делают управляющие заведения, которые составляют, так называемый, «Малый круг» учета?
• Разработка меню и определение продажной цены.
• Организация и учет закупа продуктов и полуфабрикатов.
• Учет поступления продуктов и полуфабрикатов на кухню, бар и хозяйственную часть.
• Учет продажи в зал готовой продукции, организация расчета гостей с заведением.
• Учет продажи с бара товаров и готовой продукции, организация расчета с заведением.
• Учет поступления в кассу денежных средств.
• Учет начисления и выдачи работникам заработной платы.
Когда я спрашиваю управляющих, как часто они снимают остатки по кухне и бару, и слышу ответ: «Два раза в месяц, или один раз в месяц» - то я рекомендую своим клиентам сразу закрывать свое заведение, или переориентировать его в НПО, и ставить своей целью полное социальное обеспечение своего персонала.
То есть, только проходя «Большой круг» учета один раз в два дня, в крайнем случае, один раз в неделю, можно говорить о получении прибыли владельцами. Все другие варианты сводят все усилия рестораторов практически к нулю.
Автоматизированные системы учета помогут лишь в случае, когда хозяин организует и контролирует «Большой круг» учета.
Из Методического пособия для слушателей экспресс-курса
«Управление ресторанным бизнесом. Секреты успеха».
Автор Безрукова Е.А.