Ораторы знают, что внимание и доверие аудитории необходимо завоевать.

Почему аудитория не ждет любого оратора с распростертыми объятиями?

Почему аудиторию, как правило, необходимо «расшевелить», «достучаться» до нее?

• Во-первых, аудитория инертна.

Будучи собрана вместе, аудитория обычно уже имеет определенное мнение, чем и объясняется часто ее некоторый изначальный скептицизм по отношению к оратору: «Ну что он(а) может нам рассказать?»

Конечно, часть аудитории может быть заинтересована в получении информации, однако таких людей в среднестатистической аудитории обычно около 30%; примерно 60% не имеют мотивации, и их надо заинтересовать, а 10% обычно вообще «пробить» не удается: это негативная аудитория, которой ничего не будет интересно или полезно из услышанного (в силу разных причин).

Таким образом, основная часть аудитории инертна, что создает эффект пассивного сопротивления аудитории оратору.

• Во-вторых, аудитория склонна сопротивляться воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению.

Тенденцию к такому противостоянию раскрыл Б.Ф. Поршнев в своей работе «Социальная психология и история».

По его мнению, «всякий говорящий внушает», слушающий же как личность борется против внушения, так как не хочет подчиняться чужому влиянию, не хочет «подпадать под обаяние» оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере.

Выделяются три самых распространенных способа такой «борьбы» слушателей с речевым воздействием оратора:

• избегание,

• подрыв авторитета,

• непонимание.

1. Стратегия избегания характеризуется следующими признаками:

• аудитория проявляет невнимание,

• пропускает мимо ушей важную информацию,

• ищет и находит повод отвлечься от восприятия выступления оратора,

• не смотрит на него,

• стремится сесть подальше от оратора,

• просто не является на его выступление.

Избеганием является и такой «детский» прием, как закрывание глаз.

Избегание проявляется также в уклонении от восприятия той или иной информации.

Например, статьи или лекции о вреде курения читают и слушают 60% некурящих и только 30% курящих; остальные 70% курящих просто избегают их.

2. Стратегия подрыва авторитета основана на том, что источник информации квалифицируется как неавторитетный, не специалист в данной области, и поэтому все то, что он говорит, можно всерьез не воспринимать.

 

Повод для подрыва авторитета оратора всегда может быть найден:

• или он молодой (яйца курицу не учат),

• или рядовой человек (она не психолог, а простая мать, какие она может дать полезные советы),

• или слишком модно одет (он думает только о своей внешности),

• или одет и выглядит старомодно (он отстал от жизни),

• или он не специалист в данном вопросе (он терапевт, а не фтизиатр, как он может судить о вреде курения) и т.д.

Подорвать авторитет оратора у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица.

Очень высокий авторитет одного лица может привести к отказу в авторитете всем другим, кроме него (Бога, царя, Сталина, учителя, тренера и т.д.).

3. Стратегия непонимания заключается в том, что аудитория, слушая оратора, идея которого ей не нравится, интерпретирует такую идею или его аргументы как непонятные.

На этом основании она отвергает и саму идею, отказываясь вникать в ее смысл.

В таком случае аудитория говорит: «Мы не поняли его; мы не поняли, что он хотел нам доказать».

Непонимание здесь фиктивное, имеет место просто отказ от восприятия идеи или доводов на основании квалификации их как непонятных.

Оратор должен знать и учитывать способы противостояния ему со стороны аудитории.

 

Из методического пособия для слушателей.
Курс «Ораторское мастерство».
Автор: бизнес-тренер высшей категории
Безрукова Е. А.